понедельник, 30 июля 2012 г.

анализ 3го действия пьесы на дне






Сочинение – «Анализ диалога в начале третьего действия пьесы Горького На дне » На дне

Анализ диалога в начале третьего действия пьесы Горького На дне

Анализ диалога в начале третьего действия пьесы Горького На дне - сочинение

В центре пьесы А.М. Горького На дне не столько человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей её безысходностью и суровой правдой жизни людей дна , или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных формах они ни представали. Сама композиция пьесы, ее внутреннее движение развенчивают философию Луки. В начале пьесы мы видим, что почти все герои одержимы своей мечтой, своей иллюзией. Появление Луки с его проповедью утешения и примирения укрепляет обитателей ночлежки в правоте их неясных влечений и дум. Но вместо мира и тишины в костылевской ночлежке назревают острые драматические события, которые достигают своей кульминации в сцене убийства старика Костылева. Суровая правда жизни опровергает утешительную ложь Луки, и задолго до финала, в третьем акте, Лука тихонько исчезает.

Самое большое поражение Лука терпит в споре с Сатиным. В последнем акте, когда Луки уже нет в ночлежке и все спорят о том, кто он такой и чего добивается, Сатин сперва защищает его. Он отрицает, что Лука сознательный обманщик, шарлатан: Молчать! Вы все скоты! Дубье молчать о старике!.. Старик не шарлатан! Что такое правда? Человек вот правда! Он это понимал вы нет!.. Он врал но это из жалости к вам, черт вас возьми! Но в пылу спора, сам того не замечая, Сатин превращается в противника Луки. Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему Я знаю! я читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего и обвиняет умирающих с голода Я знаю ложь! Кто слаб душой!.. и кто живет чужими соками, тем ложь нужна Одних она поддерживает, другие прикрываются ею А кто сам себе хозяин кто независим и не жрет чужого зачем тому ложь?.. Ложь религия рабов и хозяев Правда бог свободного человека! Этот монолог Сатина провозглашает новое отношение к человеку. Утешительная ложь названа им религией рабов и хозяев . Ложь как религию хозяев воплощает в себе хозяин ночлежки Костылев, живущий чужими соками. Лука же воплощает в себе ложь как религию рабов , выражающую их слабость и подавленность, их неспособность бороться, склонность к терпению и примирению, и всепрощению.

Когда-то Лука в ночлежке в ответ на вопрос, есть ли Бог, изрек: Коли веришь, есть; не веришь нет…» Эта мысль лежала в основе его философии: нравится верь и утешайся. Сатин, отталкиваясь от мысли Луки, делает совсем иной вывод: человек свободен в выборе своего отношения и к вере, и к жизни, к её устройству и её порядку: Он молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить… Это его дело! Человек свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум человек за всё платит сам, и потому он свободен!.. Человек вот правда!» Монолог во славу человека Сатин произносит в минуты душевного подъема. Горький понимал, насколько такое выступление неорганично для характера героя: …Речь Сатина о человеке бледна. Однако, кроме Сатина, ее некому сказать, и лучше, ярче сказать он не может. Уж и так эта речь чуждо звучит его языку».

Горький поставил в драме На дне проблему истинного и ложного гуманизма первый поставил её так широко и страстно, заставив задуматься над этой проблемой миллионы людей в мире. Вдумываясь в образы людей, выброшенных на дно жизни, миллионы людей говорили себе: если даже отброшенный назад, почти к пещерному бытию, человек не превращается в зверя значит, человеческое сильнее звериного; если даже на самом дне жизни в человеке вспыхивают искры веры в возможность счастья на земле значит, эта вера неугасима. И миллионы людей на земле стали повторять вдохновенные слова из пьесы На дне : Человек вот правда! , Человек это звучит гордо! , Всё в человеке, всё для человека! Исполненные светлой веры в Человека с большой буквы, слова Сатина уже давно перестали быть в сознании людей афоризмом Сатина, зажили как мудрое изречение самого Горького.

Особую романтическую окраску монолог Сатина приобретает еще и потому, что гимн Человеку звучит на самом дне жизни, в самых жестоких обстоятельствах, в подвале, похожем на пещеру , в котором живут бывшие люди, выброшенные и никому не нужные. Монолог Сатина звучит как вызов этим обстоятельствам и в то же время как вызов смирению и утешительному состраданию. В этом вызове созвучие монолога Сатина нараставшим в стране революционным настроениям. Перед читателем возникал вопрос: что нужно сделать для того, чтобы человек вновь стал человеком и обрел независимость и свободу? Вывод подсказывался финалом пьесы и возвышенным монологом Сатина: Человек вот правда! Существует только человек, все же остальное дело его рук и его мозга! Чело-век! Это великолепно!.. Если человек в своей сущности прекрасен и только строй, основанный на эксплуатации, низводит его до ужасающего состояния, нужно сделать всё, чтобы создать условия, когда человек станет поистине свободным и прекрасным. Именно так были восприняты слова Сатина в начале 1900-х годов. Артист Московского Художественного театра В.И. Качалов вспоминал: Пьеса воспринималась как пьеса-буревестник, которая предвещала грядущую бурю и к буре звала .

Давно ушли в прошлое времена, описанные Горьким в пьесе На дне . Но священная для Горького потребность пробудить личность, ее способность к размышлению, к постижению сущего не стареет. Сейчас, когда встала трудная задача перестроить жизнь, человеческие отношения, получили небывалое распространение запросы осмысленной духовной жизни. Многое может почерпнуть для себя думающий читатель и зритель. И в этом секрет неувядающей ценности пьесы Горького На дне .

Похожие сочинения (3 самых похожих)

source




Комментариев нет:

Отправить комментарий